Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
ГородКоммерческая

Елисеевский магазин: что ждет старейший гастроном Москвы?

Татьяна Демидова19 июня 2023 36 458
2023-07-04T16:46:58.471144+00:00
Елисеевский магазин: что ждет старейший гастроном Москвы?
В знаменитом магазине «Елисеевский», который расположен в историческом здании на Тверской, может открыться фуд-холл. Как отразятся такие перемены на объекте культурного наследия федерального значения?

По информации Департамента имущества Москвы, сейчас 3 тыс. кв. м бывшего гастронома № 1 находится в собственности города.

О том, что магазин «Елисеевский» на Тверской улице может выкупить компания Realty4Sale, в портфеле которой уже есть исторические здания, сообщил весной «Коммерсантъ». По данным издания, девелопер уже ищет субарендаторов и намерен открыть в старейшем универмаге Москвы фуд-холл.

Немного истории

Магазин «Елисеевский» расположен в особняке — памятнике архитектуры конца XVIII века. Построил дом Матвей Казаков для Екатерины Козицкой (в ту пору уже вдовы). На строительство дома ушло три года — с 1787 по 1790-й. Здание помнит московский пожар 1812 года, во время которого ему чудом удалось уцелеть.

В свое время гостями особняка были Пушкин, Жуковский, Вяземский. Из гостиной дома в сибирскую ссылку провожали княгиню Марию Волконскую.

В 1898 году владельцем особняка стал купец Григорий Елисеев. Новый хозяин перестроил здание: первый и второй этажи объединили, превратив в огромный торговый зал, в интерьере появились массивные фигурные колонны. Проезд для карет превратился в главный вход, на котором появилась вывеска «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Торжественное открытие магазина состоялось в 1901 году. 

После революции название магазина изменилось на «Гастроном № 1», но москвичи по-прежнему называли его «Елисеевским».

В 1972 году директором «Елисеевского» стал Юрий Соколов, сумевший во времена всеобщего дефицита сохранить и приумножить славу знаменитого магазина. О судьбе Юрия Соколова были сняты документальные фильмы: «Елисеевский. Казнить. Нельзя помиловать» (2004 год), «Соколиная охота» (2009 год) и телесериал «Дело гастронома № 1» (2011 год). В 1992 году было создано ЗАО «Елисеевский магазин», и по программе приватизации 100% акций были распределены среди сотрудников магазина. 

В 2002 году 90% акций было куплено структурами бизнесмена Якова Якубова.

В 2003 году помещение «Елисеевского» отреставрировали, в нем открылся магазин торговой сети «Алые Паруса». В 2020–2021 годах сеть закрыла все свои магазины. «Елисеевский» не работает с апреля 2021 года.

Шашлык в интерьере

Под фуд-холлы обычно переделывают рынки или располагают их на верхних этажах торговых центров. Решение превратить в фуд-холл памятник архитектуры выглядит по меньшей мере неоднозначно.

Нужен ли центру столицы такой формат, ведь на Тверской и так достаточно кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек? Как будут выглядеть плиты, грили, аппараты для хот-догов, фритюрницы и чебуречницы на фоне исторических интерьеров?

«Здание, в котором располагается “Елисеевский”, безусловно, является выдающимся памятником архитектуры, — говорит Денис Колокольников, управляющий партнер RRG. — Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать, готовить и подавать здесь еду: первый редевелопмент, который превратил бывший особняк Козицкой именно в такое пространство, состоялся более 120 лет назад».

Фуд-холл вполне может работать без горячих цехов, хотя, безусловно, это усечение формата и потеря трафика, считает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. «Но если нет непреодолимых ограничений, то можно реализовать такую инженерную инфраструктуру, которая позволит и шашлыки жарить», — убежден он. По мнению Валерия Трушина, исторические здания необходимо приспосабливать и использовать. В противном случае они просто ветшают и разрушаются. И в этом отношении фуд-холл — не самая плохая идея.

Фуд-холл в историческом центре столицы будет популярен и востребован, не сомневается Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров. Он обращает внимание на то, что успех заведения во многом зависит от локации и качества проработки проекта. Несмотря на то что фуд-холл — современная и востребованная концепция общепита, не каждый из них успешен.

мнение москвоведа

Дмитрий Французов, москвовед:

 — В отношении «Елисеевского» существует два аспекта. С точки зрения уважения к истории и ее наследию решение разместить в знаменитом магазине фуд-холл видится неправильным и даже возмутительным: будет утрачен дух места, к сохранению которого призывают основополагающие документы ЮНЕСКО и ICOMOS (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест), в частности «Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия».

Но есть еще один аспект. Когда проходит реставрация, точнее, приспособление, существуют определенные требования, связанные с оборудованием, электропитанием, системами вентиляции, водоснабжения и т. д.

Если будет решено использовать помещение магазина под фуд-холл, вероятно, придется подводить дополнительные коммуникации, инженерное оборудование. Никто из нас не видел проекта реставрации с приспособлением, поэтому мы не можем судить, запланированы все эти действия или нет.

С большой долей вероятности можно предположить, что не запланированы. Это значит, что, вероятно, потребуется нарушить полы, перекрытия, и, что особенно важно, изменить конструктив стен и потолков. Всё это может повлиять на сохранность подлинности интерьера в целом и его художественного оформления.

Формат фуд-холла будет востребован в новых деловых кварталах и проектах комплексной многофункциональной застройки, считает Ксения Колядина, руководитель департамента стратегического консалтинга IBC Real Estate. Знаковых, больших, звездных проектов не так много, но вряд ли фуд-холлы могут открываться в большом количестве.

Но небольшие объекты площадью 1–2 тыс. кв. м, по мнению Ксении Колядиной, имеют потенциал: они могут варьироваться по позиционированию, набору уникальных и «массовых» концепций. С этой точки зрения «Елисеевский» — пространство площадью 820 кв. м правильной конфигурации — почти идеально подходит под ритейл.

«Посетители фуд-холла все же привыкли к большим пространствам, — не соглашается Ирина Козина, директор направления стрит-ритейла NF Group. — Поэтому на рабочей площади менее 1 тыс. кв. м будет тяжело сделать качественную концепцию». Она подчеркивает, что в объекте есть элементы культурного наследия, с учетом этого будет затруднительно реализовать проект с технической точки зрения.

Нужен или нет фуд-холл на Тверской?

Для фуд-холла основной сложностью окажется ограниченность парковки. Часто люди посещают такие площадки в выходной день или вечером после работы, поэтому фуд-холлу важно иметь возможность принимать гостей на автомобилях, говорит Ксения Колядина.

А вот с трафиком, по ее мнению, проблем не будет: «Елисеевский» находится рядом со зданиями правительства Москвы и административных учреждений, а качественных F&B-концепций (Food & Beverage — еда и напитки — всё, что связано с точками питания: рестораны, бары, кафе и т. д. — Прим. ред.) в этой локации мало.

Не видит Ксения Колядина трудностей и в расположении фуд-холла в историческом здании: в столице есть много примеров, где в красивых старинных зданиях располагаются уютные кафе и современные рестораны.

Есть и другие мнения. Наиболее адекватным решением было бы сохранение исторической функции помещений магазина, считает Игорь Шихов, координатор общественного движения «Архнадзор». Что касается переделки в фуд-холл, то все зависит от конкретного проекта, насколько будут сохранены и доступны исторические интерьеры. Что же касается кухонного оборудования, оно, по мнению эксперта, может быть размещено в подсобных помещениях, вытяжки — на дворовом фасаде и т. д.

«Конечно же на Тверской не нужен этот фуд-холл! Через дорогу расположено достаточно много точек питания, — уверена Ольга Гусева, генеральный директор Key Capital. — Также стоит учесть, что эта зона не самая проходимая. Вспомним, что в начале 2000-х этот легендарный магазин был открыт практически в том стиле, каком он был создан. Но это не сработало, потому что супермаркет даже с такой историей не нужен на Тверской — никто не будет закупать там продукты».

Павел Люлин полагает, что с коммерческой точки зрения идея размещения в «Елисеевском» фуд-холла — мысль здравая. Если говорить о сохранности исторических интерьеров и целесообразности размещения общепита в памятнике архитектуры, то тут всё упирается в технологии.

«В современных гастрономических пространствах можно организовать приготовление пищи так, чтобы запахи, жиры вытягивались в технологическую вытяжку, — подчеркивает Павел Люлин. — Но такие вытяжки надо регулярно проверять и очищать, иначе здание рискует повторить судьбу одного из первых фуд-холлов на Новом Арбате, который сгорел из-за воспламенения жировых отложений в вентиляционных каналах».

Сохранить дух места

Мы расспросили экспертов, как, на их взгляд, можно было бы использовать помещение «Елисеевского».

Денис Колокольников вспоминает, что в книге Гиляровского «Москва и москвичи» подробно описано открытие «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин» в 1901 году. Район Охотного Ряда назван «чревом Москвы», а «Елисеевский» — «храмом обжорства».

Здесь продавались редкие деликатесы — импортные фрукты, твердые и мягкие сыры, трюфели, оливковое масло, отдельной гордостью владельца был обширный винный погреб. Также в магазине находилось несколько собственных производств: обжарка кофе, пекарня, кондитерский цех, изготовление колбас, коптильня и прочее. То есть еду здесь не только продавали, но и готовили.

«С такой богатой гастрономической историей “Елисеевский” достоин стать не просто очередным фуд-холлом, а концептуальным проектом, привлекающим и туристов, и москвичей, — комментирует Денис Колокольников. — Здесь вполне могла бы вписаться частичная историческая реконструкция — обширная фреш-зона с эффектной выкладкой продуктов, свежая выпечка и десерты, винотека и деликатесы: сыры, рыба, морепродукты, колбасы и т. д.».

Перед закрытием на реконструкцию первый этаж дома купцов Елисеевых был разделен на несколько помещений, в одном из которых функционировало кафе («Вареничная»), в другом — продуктовый магазин («Алые Паруса»), вспоминает Ирина Козина. Помещение магазина отличается особой красотой и декорированными элементами, имеющими историческую ценность. Поэтому при реализации новой концепции нужно постараться сохранить дух места.

Оптимальное решение, по мнению эксперта, — разместить продуктовый магазин, который при правильном позиционировании способен стать туристической точкой притяжения по типу «Елисеевского» в Санкт-Петербурге. «Гений места» имеет огромное значение, важно о нем не забывать.

Столичному «Елисеевскому» подошел бы квазиформат фуд-холла и гастропространства по аналогии с магазином купцов Елисеевых в Санкт-Петербурге. Эта идея кажется интересной Валерию Трушину.

Павел Люлин соглашается: чтобы сохранить дух и историческую правду, можно было бы использовать «Елисеевский» под продуктовую концепцию с дорогими и качественными продуктами. Но, по его словам, опыт современной реализации таких проектов все равно предполагает размещение точек общепита.

Вернуть «Елисеевскому» его историю — магазина уникального, с элементами роскоши, предлагает Ольга Гусева. Но это должен быть не супермаркет, а место красоты, шика, моды. «Пусть это будет магазин с русскими продуктами, с русским духом, с большой историей и неким ретростилем», — полагает она.

Резюме

Идеальным вариантом для «Елисеевского», по мнению экспертов, был бы концептуальный проект с отсылкой к истории знаменитого магазина: с обширной фреш-зоной, дорогими качественными продуктами и эффектной выкладкой, со свежей выпечкой и десертами, винотекой и деликатесами. Таким образом «Елисеевскому» удалось бы сохранить дух места и подтвердить звание визитной карточки столицы.

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

#коммерческая недвижимость#город#ритейл#торговая недвижимость
коммерческая недвижимостьгородритейлторговая недвижимость
Сейчас обсуждают
Аноним
25 ноября 2024
редакцияeditorial@cian.ru